размер шрифта: 100% 120% 140%
Независимая общественная экологическая палата
Красноярского края

Право на чистую среду

«Право на чистую среду». О работе НОЭП и экологическом информировании населения региона - в газете «Красноярский рабочий» от 10.04.2008 г.
Александр САВЧЕНКО, исполнительный директор Независимой общественной экологической палаты, профессор.

В ноябре 2007 года юридический факультет СФУ организовал опрос жителей Красноярска, посвящённый экологической тематике. На вопрос: "удовлетворяет ли вас качество окружающей среды в городе?" - более 70 процентов ответили "совершенно не удовлетворяет" либо "недостаточно удовлетворяет". Однако, как показали ответы, лишь 19 процентов респондентов готовы защищать своё право на благоприятную окружающую среду. Многие жители региона, как выяснилось, даже не знают, что такое право им гарантировано Конституцией Российской Федерации.

Необходимость более широкого экологического информирования населения - вопрос, пожалуй, один из самых злободневных, и в качестве серьёзного упрёка в адрес исполнительной власти он звучит нередко не только на конференциях, экологических форумах, но и на текущих заседаниях Независимой общественной экологической палаты (НОЭП). Так, Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" всем нам гарантирует, например, право на достоверную информацию о состоянии воздуха. Однако ежедневно телевидение и радио сообщают только прогноз погоды и ни слова об уровне загрязнения воздуха.

Информирование населения края о радиационной обстановке также не налажено должным образом. "Разве можно считать достаточной информацией бегущую строку на здании центра сбора данных "КрасАСКРО" по адресу пр. Мира, 55?" - спрашивает в своей публикации "Экология: правовое измерение" В. Кириченко. Не секрет, что правовое просвещение населения по экологическим вопросам практически отсутствует. Как нет и юридической общей грамотности в этой области.

Красноярская природоохранная прокуратура обратилась к Независимой общественной экологической палате с предложением о взаимном сотрудничестве в области экологического нормотворчества. Предложение принято, и уже в ближайшее время состоится заседание НОЭП и представителей Красноярской природоохранной прокуратуры. Это, безусловно, позволит не только более адресно решать экологические проблемы, но и шире информировать население края по вопросам экологического права.

На краевой научно-практической конференции, проходившей 12 февраля в Сибирском федеральном университете, рассматривался широкий круг вопросов, связанных с развитием природного парка "Ергаки" и, главным образом, обустройством уникального уголка природы на юге Красноярского края. Почему именно обустройство стало ключевой темой обсуждения и дискуссии? Да потому, что уже в 2007 году парк посетило около 85 тысяч человек. На сегодняшний день на его территории официально работают семь турбаз, способных принять и обеспечить проживанием ежедневно до 300 человек. Только на базе "Ергаки" для туристов построено более 20 домиков, две бани, двух-этажная гостиница со всеми удобствами, кафе на 150 мест. Правительство РФ одобрило строительство в Ергаках центра по подготовке спортсменов высших достижений.

Участвующие в конференции затронули вопрос "агрессивного антропогенного воздействия" предстоящего строительства железной дороги Курагино - Кызыл, а также "дикого" туризма, которые в совокупности могут "разрушить уязвимую, хрупкую природу" Саян, одного из уникальных уголков планеты, включённого в список Global-200. Как спасти, сохранить биологическое разнообразие парка и прилежащих территорий?

Одной из задач НОЭП, в которую вошли учёные Красноярского научного центра, ведущих вузов Красноярска, специалисты природоохранных учреждений, лидеры общественных экологических организаций и представители средств массовой информации, как раз и является не только профессиональная оценка возможного воздействия на природную среду при реализации в крае крупных инвестиционных проектов (что само по себе важно), но и широкое привлечение общественности к обсуждению экологических проблем. Это своего рода коммуникативный мост между теми, кто живёт на территории края, и теми, кто принимает судьбоносные для края решения.

Мы живём в век современных космических технологий и до сих пор не можем точно сказать, например, какими биологическими (рекреационными) ресурсами располагаем или что им угрожает даже в пределах весьма ограниченной территории, не говоря уже о крае в целом.

И дело не в том, что информация, как иногда приходится слышать, скрывается от общественности. К сожалению, и это следует признать, зачастую она просто отсутствует. Административная реформа в сфере экологии, природопользования, "челночная" передача полномочий, формирование и расформирование специально уполномоченных органов, изменения в действующем законодательстве, безусловно, необходимые, но зачастую противоречащие, а нередко и не связанные с другими нормативными актами, стали логическим завершением того, что прозвучало в недавнем выступлении действующего президента РФ: "Главная задача нынешнего этапа в том, чтобы создать действенную систему экологической безопасности в стране".

Самый беглый срез рассматриваемых в публикации вопросов наглядно демонстрирует, что право на благоприятную окружающую среду затрагивает и целый клубок проблем, которые накопились за годы реформ. Наметившееся возрождение экономики, становление Российской Федерации как правового государства вполне естественно отвечают запросам населения на конституционное право жить в благоприятной окружающей среде, и это право должно находить реальное воплощение в конкретных делах.

Из краевого бюджета на природоохранную деятельность в предстоящем году будет выделено 263 миллиона рублей против 77 миллионов, потраченных в 2007 году, то есть затраты выросли в три раза. В структуре формирующегося института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета совместно с Красноярским научным центром Сибирского отделения Российской академии наук решено организовать аналитический центр для научного сопровождения системы устойчивого природопользования и прогнозирования экологических последствий развития экономики края. Идёт формирование единой сети экологического мониторинга, особенно плотной в зонах инвестиционных проектов, в частности в Нижнем Приангарье и на Ванкорском нефтегазовом участке.

Безусловно, всё это положительно скажется, в том числе и на информировании населения края. Однако с учётом привлечения крупных инвестиций в Красноярский край, особенно связанных с проектами по использованию природных ресурсов и неизбежно влияющих на состояние окружающей среды во всём регионе и прилегающих к нему территорий, - это лишь малая толика того, что предстоит сделать для создания действенной системы экологической безопасности в регионе. Именно поэтому привлечение широких слоёв населения, учёных, средств массовой информации к обсуждению важнейших вопросов экологии является одной из задач НОЭП. Главное, чтобы и жители края не оставались безучастными, считали охрану окружающей среды общим делом, а не только органов власти и научно-исследовательских институтов.