размер шрифта: 100% 120% 140%
Независимая общественная экологическая палата
Красноярского края

Заседание НОЭП 10 декабря

10 декабря 2007 г. на заседании Независимой общественной экологической палаты
фоторепортаж

Состоялось очередное заседание Независимой общественной экологической палаты (Палаты), на котором была заслушана информация о крупных инвестиционных проектах (Комплексное развитие Нижнего Приангарья, Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, Строительство Железногорской ТЭЦ, Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла, Строительство железной дороги Кызыл-Курагино, Газификация и газопереработка в Красноярском крае).

Решено проект Постановления Палаты по данному вопросу (см. ниже) принять за основу. Секретариату и исполнительному директору А.П. Савченко в течение 2-х дней Постановление доработать с учетом высказанных и поступивших от членов Палаты замечаний и предложений. Направить его в адрес Губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина; копию — заместителю Губернатора — руководителю департамента природных ресурсов и лесного комплекса А. А. Гнездилову).


Проект

Постановление

Заседания Н.П. «Независимая общественная экологическая палата»

г. Красноярск, 10 декабря 2007 г.

Заслушав и обсудив информацию о крупных инвестиционных проектах:

  • Комплексное развитие Нижнего Приангарья
  • Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения
  • Строительство Железногорской ТЭЦ
  • Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла
  • Строительство железной дороги Кызыл-Курагино
  • Газификация и газопереработка в Красноярском крае

Н. П. «Независимая общественная экологическая палата» отмечает:

Важное значение инвестиционных проектов, направленных на ускорение социально-экономического развития Красноярского края.

Реализация данных проектов приоритетна не только для социально-экономического развития Центрально-Сибирского региона (объединенного Красноярского края, Республик Тывы, Хакасии), но и имеет геополитическое значение интересах России и укрепления её роли в Азиатско-Тихоокенанском регионе за счет создания международного центра транспортной логистики, использования экологически чистых технологий добычи и переработки природных ресурсов, экспорта нефти, газа угля.

В последние годы (2005-2007 гг.) в крае, в целом, идут позитивные процессы формирования эффективной системы природопользования, включая комплексную систему мер, направленных на оздоровление окружающей среды в промышленных центрах и её сохранение на отдаленных территориях (формирование региональной сети ООПТ, образование природных парков и др.).

Краевые целевые и ведомственные программы охватывают широкий круг экологических вопросов и решаемых проблем. Финансирование экологических программ как за счет средств краевого бюджета, так и инвестиций природопользователей увеличивается. Краевым бюджетом в 2007 г. было предусмотрено финансирование мероприятий на сумму 77 млн руб, в 2008 г. – на 263, что в 3,4 раза больше.

Вместе с тем члены Н. П. «Независимая общественная экологическая палата» выражают:

Озабоченность возможным негативным влиянием формирующихся промузлов на состояние окружающей среды и снижение качества жизни населения (за счет ухудшения экологических параметров) на фоне экономического роста в условиях экстенсивного освоения природных ресурсов.

Члены Н. П. «Независимая общественная экологическая палата» отмечают:

  1. Недостаточный уровень комплексной оценки влияния на окружающую среду формирующихся промузлов при формировании конкретных инвестиционных проектов.
  2. На территории Красноярского края (за исключением Нижнего Приангарья) не выполнено районирование по ассимиляционному потенциалу (экологической емкости) природной среды, не проведена экологическая паспортизация территорий промышленного освоения и административных единиц.
  3. Не разработаны и не утверждены законодательно региональные нормативы допустимой антропогенной нагрузки на территории интенсивного хозяйственного освоения. В результате привязка промышленных, экологически потенциально опасных объектов проводится, как правило, без учета ассимиляционного потенциала и уровня допустимой антропогенной нагрузки.
  4. При несомненном положительном социально-экономическом эффекте от реализации крупных инвестиционных проектов, неучет допустимой антропогенной нагрузки может создать значительные бюджетные издержки в будущем, т.к. в сметах инвестиционных проектов не закладывается адекватная возможным негативным экологическим последствиям экономическая компенсация возможных ущербов.

Н. П. «Независимая общественная экологическая палата» постановляет:

1.Поддержать разработку и реализацию крупных инвестиционных проектов в Красноярском крае в 2008-2010 гг. (комплексное развитие Нижнего Приангарья, освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, строительство Железногорской ТЭЦ, развитие Красноярского международного авиатранспортного узла, строительство железной дороги Кызыл-Курагино, газификация и газопереработка в Красноярском крае).
2.Рекомендовать органам государственной власти Красноярского края до согласования инвестиционных проектов (включая конкретную их привязку) провести комплексную (стратегическую) экологическую оценку влияния крупных инвестиционных проектов на окружающую среду и качество жизни населения на основе краевых нормативов допустимой антропогенной нагрузки и ассимиляционного потенциала территории.
3.Для нормативно-методического обеспечения комплексной экологической оценки инвестиционных проектов (а не только ОВОС на отдельные конкретные объекты, как это принято в настоящее время) рекомендовать администрации края:
3.1.Предусмотреть мероприятия по разработке нормативов допустимой антропогенной нагрузки на территории формирующихся промузлов, развитие которых предусмотрено инвестиционными проектами.
3.2.В структуре формирующегося Института экономики, управления и природопользовая СФУ совместно с КНЦ СО РАН организовать аналитический центр для научного обоснования и сопровождения формирующейся в крае системы устойчивого природопользования и прогнозирования экологических последствий развития экономики Красноярского края.
3.3.При реализации проектов максимально предусмотреть возможность сохранения традиционных промыслов, составляющих основу существования коренных и малочисленных народов Красноярского края.