фоторепортаж |
Состоялось очередное заседание Независимой общественной экологической палаты (Палаты), на котором была заслушана информация о крупных инвестиционных проектах (Комплексное развитие Нижнего Приангарья, Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, Строительство Железногорской ТЭЦ, Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла, Строительство железной дороги Кызыл-Курагино, Газификация и газопереработка в Красноярском крае).
Решено проект Постановления Палаты по данному вопросу (см. ниже) принять за основу. Секретариату и исполнительному директору А.П. Савченко в течение 2-х дней Постановление доработать с учетом высказанных и поступивших от членов Палаты замечаний и предложений. Направить его в адрес Губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина; копию — заместителю Губернатора — руководителю департамента природных ресурсов и лесного комплекса А. А. Гнездилову).
Постановление
Заседания Н.П. «Независимая общественная экологическая палата»
г. Красноярск, 10 декабря 2007 г.
Заслушав и обсудив информацию о крупных инвестиционных проектах:
- Комплексное развитие Нижнего Приангарья
- Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения
- Строительство Железногорской ТЭЦ
- Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла
- Строительство железной дороги Кызыл-Курагино
- Газификация и газопереработка в Красноярском крае
Н. П. «Независимая общественная экологическая палата» отмечает:
Важное значение инвестиционных проектов, направленных на ускорение социально-экономического развития Красноярского края.
Реализация данных проектов приоритетна не только для социально-экономического развития Центрально-Сибирского региона (объединенного Красноярского края, Республик Тывы, Хакасии), но и имеет геополитическое значение интересах России и укрепления её роли в Азиатско-Тихоокенанском регионе за счет создания международного центра транспортной логистики, использования экологически чистых технологий добычи и переработки природных ресурсов, экспорта нефти, газа угля.
В последние годы (2005-2007 гг.) в крае, в целом, идут позитивные процессы формирования эффективной системы природопользования, включая комплексную систему мер, направленных на оздоровление окружающей среды в промышленных центрах и её сохранение на отдаленных территориях (формирование региональной сети ООПТ, образование природных парков и др.).
Краевые целевые и ведомственные программы охватывают широкий круг экологических вопросов и решаемых проблем. Финансирование экологических программ как за счет средств краевого бюджета, так и инвестиций природопользователей увеличивается. Краевым бюджетом в 2007 г. было предусмотрено финансирование мероприятий на сумму 77 млн руб, в 2008 г. – на 263, что в 3,4 раза больше.
Вместе с тем члены Н. П. «Независимая общественная экологическая палата» выражают:
Озабоченность возможным негативным влиянием формирующихся промузлов на состояние окружающей среды и снижение качества жизни населения (за счет ухудшения экологических параметров) на фоне экономического роста в условиях экстенсивного освоения природных ресурсов.
Члены Н. П. «Независимая общественная экологическая палата» отмечают:
- Недостаточный уровень комплексной оценки влияния на окружающую среду формирующихся промузлов при формировании конкретных инвестиционных проектов.
- На территории Красноярского края (за исключением Нижнего Приангарья) не выполнено районирование по ассимиляционному потенциалу (экологической емкости) природной среды, не проведена экологическая паспортизация территорий промышленного освоения и административных единиц.
- Не разработаны и не утверждены законодательно региональные нормативы допустимой антропогенной нагрузки на территории интенсивного хозяйственного освоения. В результате привязка промышленных, экологически потенциально опасных объектов проводится, как правило, без учета ассимиляционного потенциала и уровня допустимой антропогенной нагрузки.
- При несомненном положительном социально-экономическом эффекте от реализации крупных инвестиционных проектов, неучет допустимой антропогенной нагрузки может создать значительные бюджетные издержки в будущем, т.к. в сметах инвестиционных проектов не закладывается адекватная возможным негативным экологическим последствиям экономическая компенсация возможных ущербов.
Н. П. «Независимая общественная экологическая палата» постановляет:
1. | Поддержать разработку и реализацию крупных инвестиционных проектов в Красноярском крае в 2008-2010 гг. (комплексное развитие Нижнего Приангарья, освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, строительство Железногорской ТЭЦ, развитие Красноярского международного авиатранспортного узла, строительство железной дороги Кызыл-Курагино, газификация и газопереработка в Красноярском крае). |
2. | Рекомендовать органам государственной власти Красноярского края до согласования инвестиционных проектов (включая конкретную их привязку) провести комплексную (стратегическую) экологическую оценку влияния крупных инвестиционных проектов на окружающую среду и качество жизни населения на основе краевых нормативов допустимой антропогенной нагрузки и ассимиляционного потенциала территории. |
3. | Для нормативно-методического обеспечения комплексной экологической оценки инвестиционных проектов (а не только ОВОС на отдельные конкретные объекты, как это принято в настоящее время) рекомендовать администрации края: |
3.1. | Предусмотреть мероприятия по разработке нормативов допустимой антропогенной нагрузки на территории формирующихся промузлов, развитие которых предусмотрено инвестиционными проектами. |
3.2. | В структуре формирующегося Института экономики, управления и природопользовая СФУ совместно с КНЦ СО РАН организовать аналитический центр для научного обоснования и сопровождения формирующейся в крае системы устойчивого природопользования и прогнозирования экологических последствий развития экономики Красноярского края. |
3.3. | При реализации проектов максимально предусмотреть возможность сохранения традиционных промыслов, составляющих основу существования коренных и малочисленных народов Красноярского края. |