Дополненный проект резолюции независимой общественной экологической палаты Красноярского края по вопросу «О сейсмобезопасности Красноярского края»
Заслушав доклады «Первоочередные меры по созданию системы сейсмобезопасности в Красноярском крае» - Сибгатулин В.Г.
«Обеспечение сейсмобезопасности при проектировании и строительстве в Красноярском крае (проблемы и пути решения)» – Абовский Н.П. Независимая экологическая палата констатирует:
1. В системе «сейсмобезопасность» в Красноярском крае отсутствует центральное звено – обеспечение сейсмической и геодинамической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, в частности:
- не разработаны и не утверждены нормативы сейсмостойкого строительства, как на федеральном, так и региональном уровне;
- не выполнено микросейсморайонирование основных потенциально уязвимых при землетрясении агломераций (Красноярско-Дивногорско-Железногорской; Саяно-Шушенской);
- практика строительства в крае базируется на осредненных оценках сотрясаемости на основании карт общего сейсмического районирования территории РФ (ОСР-97), согласно которых Красноярск относится к 5-6 бальной зоне по сотрясаемости, район Саяно-Шушенской ГЭС к 8-9 бальной зоне. При этом в Красноярской агломерации в зависимости от реальных геодинамических особенностей строительных площадок и этажности объектов изначально при проектировании и строительстве заложен сейсмодефицит в 1-2 балла. Плотина Богучан-ской ГЭС запроектирована на сотрясаемость 6 баллов, в то время как согласно карт ОСР-97-С район Богучанской ГЭС отнесен к 7 балльной зоне. Кроме того, активные геодинамические процессы в зоне Ангарских складов (разломы, карст и т.д.) вызовут после затопления водохранилища на отметку Н-208 метров наведенную сейсмичность. Плотина Саяно-Шушенской ГЭС запроектирована на 8 баллов, в то время как согласно карт ОСР-97-С район СШ ГЭС относится к 9 балльной зоне.
2. В крае за счет КБ создана региональная система сейсмомониторинга (12 станций), а также функционируют системы геодинамического контроля на ГХК, Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Согласно ОВОС на Богучанской ГЭС должен быть развернут геодинамический полигон (пока функционируют только ст. Кодинск). В 2008 году по программе МПР РФ создания геодинамических полигонов в сейсмоактивных регионах России, развернут Красноярский геодинамический полигон в составе 6 станций для контроля сейсмической опасности в 150 км зоне вокруг Красноярска и плотины СШ ГЭС. Мониторинг сейсмических процес-сов, выполняемый на территории края за счет КБ с 2000 года, свидетельствует о нарастании сейсмической активности как в целом в Саяно-Алтайском регионе, так и в зоне Главного Саянского разлома, протяги-вающегося от Байкальского рифта непосредственно до Красноярска. В течение 2000-2008 г.г. происходит формирование очага будущего сильного землетрясения в 100 км зоне южнее города Красноярска (Манско-Балахтинская зона), которая наряду с Караганским очагом (200 км к юго-востоку от Красноярска) представляет потенциальную угрозу г. Красноярску.
3. За 2000-2008 г.г. в Крае зафиксировано 6 социально-значимых землетрясений (сотрясаемость 3-4 балла). Даже эти пока незначительные по интенсивности землетрясения приводят к негативным последствиям (порывы коммуникаций, паника среди населения, деформации аварийных зданий). В условиях нарастающей сейсмической угрозы особую значимость приобретают оценки геодинамических рисков. При оценке геодинамических рисков необходимо учитывать не только непосредственное воздействие землетрясения (оценку сотрясаемости и спектр ко-лебаний конкретной площадки), но и вторичные процессы в геологиче-ской среде (активизация оползней, виброразжижение просадочных об-водненных грунтов, активизация локальных разломов и т.д.). Для соз-дания карт геодинамических рисков должна быть обощена вся накоп-ленная за 40-50 лет при строительстве зданий и сооружений инженерно-геологическая информация. Однако, единый банк данных инженерно-геологической информации на строительные объекты в городе Красноярске, в крае отсутствует. Информация находится в различных организациях (ОАО «Красноярскгражданпроект», ОАО «КрасТИСИЗ» и др.).
4. Органы власти уделяют недостаточное внимание вопросам учета геодинамических рисков при разработке градостроительных планов и выдаче конкретных разрешений на строительные объекты. «Союз строителей» Красноярского края не является членом ассоциации сейсмостойкого строительства России. КНЦ СО РАН (академик Шабанов В.Ф.) и СФУ (академик Ваганов Е.А.) в начале 2008 года заключили соглашение и создали научный инженерный центр геодинамики и сейсмостойкого строительства (НИЦГиСС). СФУ в рамках инновационных проектов в 2008 году нашел возможность профинансировать разработку схемы гео-динамических рисков г. Красноярска. Однако эта работа позволяет оценить геодинамические риски только по отдельным районам г. Красноярска. В связи с планами развития мегаполиса Красноярск 2020 необходимо в 2009-2010 г.г. создать детальную карту геодинамических рисков территории Красноярск 2020. Эту работу целесообразно выполнить в рамках программ «Корпорации «Красноярск 2020» с участием Краевого бюджета и бюджетов городов, входящих в мегаполис (Красноярск, Со-сновоборск, Дивногорск и т.д.).
5. В ближайшие 2-3 года Красноярск неизбежно подвергнется более серьезным сейсмическим воздействиям (сотрясаемость от 4-6 баллов до 7 баллов), что требует принятия целой системы мер в форме Краевой целевой программы «Сейсмобезопасность Красноярского края на 2009-2013 годы». Проект программы разработан по заказу Краевой администрации еще в 2006 году, но до сих пор не принят. После незначительной корректировки программа может быть принята до конца 2008 года и включена в бюджет на 2009 и последующие годы.
6. Основные параметры краевой программы «Сейсмобезопасность» на 5 лет: объем финансирования - 379 млн. руб., в том числе за счет краевого бюджета – 145 млн. руб., федерального бюджета – 142 млн. руб., местных бюджетов – 14 млн. руб., внебюджетных средств – 78 млн. руб.
Таким образом, ежегодно за счет краевого бюджета для обеспечения мер по сейсмобезопасности необходимо затрачивать около 30 млн. руб., в том числе на финансирование сейсмомониторинга для оценки прогноза сейсмической опасности не менее 6 млн. рублей ежегодно.
7. В связи с нарастающей сейсмической угрозой Большому Красноярску и Саяно-Шушенской промагломерации, необходимо:
1) разработать и утвердить региональные нормативы сейсмического строительства;
2) выполнить УСО (уточнение сейсмической опасности) отдельных микрорайонов в пределах промышленных и селитебельных зон (ре-ально это можно выполнить для территории «Красноярск 2020» за 2 года за 15-20 млн. руб., тогда как для выполнения микросейсмо-районирования огромной территории (более 1000 км.кв.) потребуется не менее 250-300 млн. руб. и 4-5 лет исследований). В результате будет создана карта геодинамических рисков на территорию Красноярск 2020. Эта карта должна быть положена в основу градостроительного плана мегаполиса.
3) микросейсморайонирование необходимо выполнять на стройплощадках особо ответственных объектов (метро, высотные здания, торгово-развлекательные, медицинские, образовательные центры и т.д.), что должно быть предусмотрено региональными нормативами сейсмостойкого строительства.
После обмена мнениями независимая экологическая палата рекомендует правительству и законодательному собранию Красноярского края:
1. Принять краевую целевую программу «Сейсмобезопасность Красноярского края на 2009-2013 гг.»
2. Включить в качестве первоочередного целевого мероприятия в бюджет на 2009 г. – оценку геодинамических рисков Красноярск 2020.
3. Разработать и утвердить законодательные нормативы сейсмостойкого строительства.
4. Организовать силами краевого МЧС с привлечением специализированных организаций проверку особо социально-значимых объектов (школы, больницы, торгово-развлекательные центры, высотные здания и т.д.) на сейсмодефицит и разработать меры по их инженерному укреплению.
5. Согласовать с Министерством регионального развития РФ (разработчиком новой федеральной программы «Сейсмобезопасность территории РФ») включение мероприятий по сейсмобезопасности Красноярского края в федеральную программу с финансированием за счет ФБ.
Кроме того, экологическая палата рекомендует союзу строителей края:
а) вступить в качестве коллективного члена в ассоциацию сейсмостойкого строительства РФ;
б) до утверждения (на федеральном и региональном уровнях) нормативов сейсмостойкого строительства внедрить в практику систему добровольного декларирования объектов на соответствие проектных решений, применяе-мых конструкций и технологий требованиям сейсмической (геодинамической) безопасности.
Рекомендует «Корпорации «Красноярск 2020» профинансировать создание единого банка данных инженерно-геологической и геодинамической информации, что позволяет создать надежную информационную основу для снижения геодинамических рисков при развитии мегаполиса.